Улан - Удэ глазами путешественников.
Одним из первых иностранцев, побывавших в окрестностях будущего Удинского острога,
был Николай Гаврилович Спафарий, дипломат и писатель, в 1675-1678 годах возглавлявший
русское посольство в Китае.
В своем описании Спафарий отмечает, что "...Река Уда течет из хребта, и по
ней казаки промышляют соболя, и нынче на устье реки Уды есть зимовье казачье.
Подле Уды можно и острог ставить, и суды делать, и места хлебородные сыскать можно...
А мунгалы кочуют везде, кругом зело много и торгуют с казаками..." В1680
году зимовье было преобразовано в Верхнеудинский острог.
В 1692 году из
Москвы в Китай двинулось еще одно русское посольство, возглавляемое Эвертом Избрандтом
Идесом. Дневники посла. Интересно описание тогдашнего Верхнеудинска, данное Идесом:
"... И марта в 19 день в город Удинский, который лежит на высокой горе, и
хорошим Кремлем укреплен. Большая половина тамошных обывателей живут под горою
реки Уды, которая от того места расстоянием на две версты к востоку в реку Селенгу
впала..."
В 1733 году Российская Академия наук снарядила большую экспедицию, которая направилась
в Сибирь, во главе с академиком Г.Ф. Миллером, который в течение десяти лет занимался
исследованием истории Сибири. В книге "Описание Сибирского царства",
вышедшей в свет в 1750 году, давая характеристику Верхнеудинску, Миллер писал,
что "в нём три церкви. Кругом жилья стоячий острог и рогатки. Недалеко от
жилья на горе - крепость, на всех четырех углах сделаны башни. В оной крепости
провиант государев кладется".
Один из членов экспедиции, будущий российский академик С.П. Крашенинников, дал
такое описание Удинска: "Удинский пригород стоит над Селенгою ж рекою, имя
имеет от реки Уды, которая подле жилья в Селенгу течет. В нем три церкви, 1-я
- во имя Спаса Нерукотворного, 2-я - апостола Петра и Павла, 3-я - Одигитрии богородицы".
Путешественник Алексей Мартос в 1823 году писал: "Верхнеудинск построен правильно,
заключает в себе красивые широкие улицы. Каменный Гостиный двор недокончен, есть
много богатых домов..." Особенно понравился Мартосу дом купца Курбатова "чистой
архитектуры и с правильным портиком", стоявший на улице Большой (ныне Ленина).
В 1833 году в городе останавливался известный сибирский писатель и краевед В.П.
Паршин. В своих путевых заметках "Поездка в Забайкальский край" он тоже
отмечает, что "Верхнеудинск очень красив, по величине он походит на хорошенькую
модель... Это улыбающийся франтик из всех городов Иркутской губернии. Воздух в
нем наслаждение. Против города, образованные Селенгою острова, покрытые тенистыми
деревьями, кажется, манят под сень свою. Я любовался ими, как рисунками".
Таково было единодушное мнение всех путешественников, которые побывали в Верхнеудинске
в первой половине XIX века. И этому в значительной степени способствовали широкие
по тем временам и прямые городские улицы, а также возвышавшиеся над ними три
каменные церкви, построенные "во вкусе затейливой старины" и, конечно
же, большой Гостиный двор, стоявший в окружении каменных купеческих домов. Начиная
с 1809 года дома в Верхнеудинске строились по строго утвержденным стандартам,
что, естественно, придавало городу в целом хороший вид.
В "Воспоминаниях о Сибири в 1840-1841 годах" англичанина Ч.Х.Коттрелла
также есть описание нашего города. "Верхнеудинск, - пишет путешественник,
- один из наиболее значительных городов по ту сторону Иркутска. Он является
резиденцией различных чиновников, которые ведают урегулированием всех вопросов
в уезде, сбором ясака с бурят, рассмотрением тяжеб, что заключается в вымогательстве
взяток с обеих сторон, и, короче говоря, всеми местными делами".
Несколько раз побывал в Сибири, в Забайкалье американский журналист Джордж Кеннан.
Посетил он и наш Верхнеудинск. Его приятно удивили радушие и большой интерес
хозяев к событиям политической и культурной жизни "большого света".
В 1890 году через Верхнеудинск проезжал на Сахалин великий русский писатель
А. П. Чехов. В одном из своих писем к сестре он писал: "О том, как я ехал
по берегу Селенги и потом через Забайкалье, расскажу при свидании, а теперь
скажу только, что Селенга - сплошная красота, а в Забайкалье я находил все,
что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днем скачешь
по Кавказу, ночью - по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уже
Полтавская губерния - и так всю тысячу верст. Верхнеудинск миленький городок..."
1890 года будущий император, цесаревич Николай, отправился в кругосветное путешествие.
Путь его пролегал через Средиземное море, Индийский и Тихий океаны до Японского
моря. Последним, перед Россией, пунктом путешествия была Япония, где его, как
и везде, ожидали торжественные встречи. Правда, этот визит был омрачён нападением
на цесаревича какого-то маньяка. К счастью, ранение, нанесенное им, оказалось
легким.
По Сибири Николай ехал вдоль строящейся тогда Транссибирской магистрали. Всюду
население: казачество, купечество, мещане, крестьянство - готовилось к встрече.
Возводились царские врата - триумфальные арки -, вывешивались флаги, приводились
в порядок дома и дороги
Будущий царь по Амуру добрался до Аргуни, здесь началось его знакомство с Забайкальем.
В станице Урульга он познакомился с тунгусами - казаками, агинские буряты показали
ему мастерство владения арканом, укрощения диких степных скакунов, национальную
борьбу. После Николай мимо Еравнинских озёр доехал до хоринских земель. Бурятское
население во главе с тайшой Аюшеевым встречали Его Императорское высочество,
преподнесли ему специально приготовленное кресло, серебряное блюдо (кресло ныне
хранится в этнографическом музее) и, по бурятскому обычаю, хадак. Далее цесаревич
на бурятской лошади прибыл на станцию Онинскую, после ночлега цесаревич посетил
Ацагатский дацан. В дацане собрались представители разных бурятских родов, баргузинские
буряты преподнесли бурятское седло с серебряной отделкой, лук и колчан со стрелами;
тунгусы - соболей и ковер с изображением двуглавого орла, русское общество -
хлеб-соль и другие подарки. Цесаревич поблагодарил всех за подарки и, в свою
очередь, сам раздал подарки и награды
Между тем, верхнеудинцы, готовясь к приезду цесаревича, спешно решали, как сделать
так, чтобы въезд высокого гостя не омрачался видом кладбища у Троицкой церкви,
мимо которой пролегала дорога. Решено было проложить новую дорогу, и Его Императорское
высочество въехал в город по следующему маршруту: река Верхняя Березовка - заимка
купца Шевелёва (совр. плодово-ягодная станция) - Белая Глинка (Кирзавод) - Читинский
переезд - новая Железнодорожная улица (ул. Борсоева) - ул. Читинская (ул. Ербанова)
- ул. Большая (ул. Ленина). Именно в начале Большой и была сооружена триумфальная
арка, деревянная, на каменном постаменте, штукатуренная, со сдвоенными полуколоннами,
наверху, в центре - герб - двуглавый орел Российской империи. По фризу была
надпись: "Его
императорскому высочеству Государю наследнику цесаревичу Николаю Александровичу".
Будущий император прибыл в Верхнеудинск 20 июня 1891 года. У арки его встречали
представители городской власти, купечества и другие. Встреча прошла торжественно,
городской глава Овсянкин А.В. преподнес цесаревичу хлеб-соль, далее его путь
лежал к Одигитриевскому собору.
На отдых Николай остановился в доме купца Голдобина (ныне это музей города).
Дом был самым ухоженным, чистым, к тому же семья была известна своей благотворительностью.
На следующий день, 21 июня, цесаревич принимал смотр Верхнеудинского гарнизона.
Смотр прошел на Батарейке.
Затем цесаревич на специально построенной лодке отплыл вниз по Селенге, по пути
были остановки на станции Половинной (Татаурово), в Троице - Селенгинском монастыре,
в Кабанске, где, кстати, также была установлена триумфальная арка, на ст. Мысовая
(г. Бабушкин). Отсюда августейший путешественник со свитой на пароходе отправился
через Байкал в Иркутск.
Арка простояла 45 лет, в 1918 году революционная толпа сбросила и растоптала
двуглавых орлов, но сама арка осталась. Окончательно арка была разрушена в 1936
году. И вот теперь, в год 340-летия города, Триумфальная арка восстановлена.
Участник автопробега Пекин - Париж журналист Луи Барзини в 1908 году в своих
репортажах немалое место отвел рассказу о нашем городе. Барзини верно характеризует
роль Верхнеудинска, называя его "центром рассеянного бурятского народа",
отмечая, что он является городом "белым, живым, живописным, с тем восточным
обликом, который придают почти всем русским городам купола их многочисленных
церквей и их заостренные колокольни, похожие на минареты".
Небезынтересными являются заметки французского путешественника Поля Лаббэ, автора
книги "К ламам Сибири", изданной в Париже в 1908 году. Немало страниц
посвящено описанию Верхнеудинска, который с его церквями и белостенной тюрьмой
издали показался французу "великолепным городом", а вблизи оказался
"большой деревней с неудобствами для постояльца в трактире".
В Верхнеудинске в то время проживало восемь тысяч жителей. Сюда, по свидетельству
Лаббэ, по реке Селенге заходили большие суда с китайскими товарами, а в городе
был "очень оживленный базар", особенно в период большой январской
ярмарки. "На ярмарку съезжаются купцы - русские, буряты, китайцы и монголы",
- писал ученый. Товарообмен достигает 4 млн. франков, хотя ярмарка носит местный
характер. Большая часть товаров изготовлена на месте. Здесь много мехов и чая,
а также тканей и китайского фарфора... Наиболее процветающей и наименее благоприятной
для здоровья и общественной морали отраслью является производство водки".