Улан-Удэ - столица Бурят - Монгольской АССР.

      (с 27 июля 1934 г.), Бур АССР (с 1958 г.) и Республики Бурятия (с 27 марта 1992 г.)
      27 июля 1934 г. ВЦИК принял постановление о переименовании Верхнеудинска в г. Улан-Удэ (Красная Уда).
      Правительство молодой республики постоянно искало пути развертывания в городе крупной индустрии. Работать на старом, изношенном оборудовании маломощные предприятия уже не могли. Нужно было принимать кардинальные меры. Так, постановление Совета труда и обороны СССР от 27 февраля 1932 г. постройку механизированного стеклозавода включило в число ударных. И уже к концу 1934г. основные производственные объекты и вспомогательные сооружения были завершены. 30 сентября 1935 г. в торжественной обстановке состоялся пуск завода. Немного раньше (1 июня 1934 г.) стал работать основной цех гиганта промышленности Бурятии - паровозоремонтного завода (ПВРЗ). На его строительство в 1932 г. прибыли около 500 рабочих - строителей Турксиба во главе с бывшим зам. начальника строительства Турксиба С. М. Ивановым, а также большая группа рабочих из Курской области, Свердловска, Ленинграда.
      Одновременно с ПВРЗ началось сооружение крупного мясоконсервного комбината. В 1937 г. в эксплуатацию были сданы основные производственные цеха комбината. Рядом с ним возник крупный мельничный комбинат. С 1938 г. началось сооружение авиационного завода. За десятилетие (с 30-х гг.) ежегодный объем валовой продукции промышленности города вырос почти в 50 раз, а численность трудящихся, занятых в промышленности, увеличилась в 12 раз.
      Большую лепту внесли трудящиеся столицы в сбор средств на вооружение Красной Армии. Все ведущие предприятия Улан-Удэ значительно увеличивают выпуск продукции, который осуществляется как за счет полного освоения мощностей предприятий, максимального повышения производительности труда, так и за счет капитального промышленного строительства. Самоотверженный труд рабочих предприятий проходил под лозунгом: "Все для фронта - все для победы!" и давал замечательные результаты. Паровозовагонный завод только за 1942 г. увеличил выпуск продукции на 28,4%.
      В первые же месяцы войны многие предприятия города были переключены на выпуск оборонной продукции. Коллектив паровозовагонного завода выпускал важную оборонную продукцию (боеприпасы), наряду с выполнением правительственного задания по обеспечению железных дорог Сибири и Дальнего Востока паровозами, вагонами и запасными частями. Коллектив мясоконсервного комбината, вместе с производством консервов, колбасных и других мясных изделий, изготавливал сухой спирт. Производство горючего вещества было освоено на ликероводочном заводе. Автостекло и ампулы выпускались на мехстекло-заводе. Был переключен на выпуск специальной военной продукции судоремонтный завод. На других предприятиях города для нужд фронта изготовлялись лыжи, теплые вещи.
      Переориентация предприятий на выпуск новой оборонной продукции вызвала большие трудности: перестройка технологических процессов; сокращение завоза сырья, материалов, оборудования; нехватка квалифицированных кадров. Но эти трудности были успешно преодолены, и из месяца в месяц стал наращиваться выпуск продукции. Был установлен строжайший режим экономии сырья и материалов, проводилась большая работа по изысканию и использованию внутренних резервов и возможностей для увеличения выпуска продукции, установилась тесная связь между предприятиями города. К машинам и станкам были допущены тысячи женщин и подростков, которые быстро осваивали нужные профессии.
      Люди работали самоотверженно, не считаясь со временем, усталостью и отдыхом. Их труд высоко оценили руководители партии и правительства. Многим коллективам предприятий присуждали переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, переходящие Красные Знамена ВЦСПС и Наркоматов. Коллектив мясокомбината 4 раза завоевывал переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны и 14 раз - Знамя ВЦСПС и Наркомата мясомолочной промышленности. Многие передовые труженики тыла были награждены орденами и медалями страны.
      Огромный вклад в победу над фашистской Германией внесла творческая интеллигенция города. Народный художник Бурятии, заслуженный деятель искусств РСФСР Ц. Сампилов создал ряд ярких патриотических произведений: "Колхозные кони для фронта", "Рейд гвардейской конницы в тыл врага", "По следам фашистских варваров". "Подарки на фронт", "Зимняя атака гвардейцев" и др. Другой известный художник Бурятии, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР Р. С. Мэрдыгеев написал картины "Разрешите на фронт", "Фашистам нет места" и портреты Героев Советского Союза Жамбыла Тулаева и Цырендаши Доржиева. Не менее ярки были полотна народного художника РСФСР А. И. Тимина "Руки вверх", "Захват фашистского штаба", "Фашистские мародеры", который создал их, находясь в рядах Красной Армии.
      Многие ведущие писатели - Ж. Тумунов, Д. Хилтухин - с оружием в руках защищали честь и независимость Родины. В период войны на сценах театров Улан-Удэ с большим успехом шли спектакли Н. Балдано "Рыбаки Байкала", уг. Цыденжапова "Снайпер".
      Артисты театров, деятели литературы и искусства совершали гастрольные поездки по городам и селам Забайкалья, Дальнего Востока, выступали с концертами в войсках Забайкальского военного округа, Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота. Фронтовая концертная бригада под руководством народного артиста СССР Г. Ц. Цыдынжа-пова в 1944 г. дала более 60 концертов на передовой воинам Белорусского фронта.

      Образование,ликвидация и переименование районов г.Улан-Удэ.

      Советский район.
      Постановлением Президиума ВЦИК от 25 марта 1938 года образован Городской район.
      Переименован в Советский район Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 июня 1957 года.

      Железнодорожный район.
      Образован постановлением Президиума ВЦИК от 25 марта 1938 года.

      Заводской район.
      Образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1945 года за счет разукрупнения Городского и Железнодорожного районов.
      Ликвидирован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 августа 1948 года с включением его территории в состав Железнодорожного района.

      Октябрьский район
      Постановлением ВЦИК от 25 марта 1938 года образован Пригородный район.
      Переименован в Октябрьский район Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 июня 1957 года.

Hosted by uCoz