Исторически духовная сфера общества формировалась в Бурятии под взаимным влиянием
буддизма, православия, шаманизма и старообрядчества. Такое взаимообогащение
обусловило особый социально-психологический климат общества, где в равной степени
уживаются различные религии и конфессии. В Бурятии традиционно спокойная общественно-политическая
обстановка.
В 1917 году на территории Бурятии было 44 дацана, 144 малых храма, 211 православных
храмов, 81 старообрядческий молитвенный дом, 7 иудейских синагог, 6 мусульманских
мечетей, 5 баптистских общин и 1 католический костел. К середине 30-х годов
все они были закрыты, лишь в последние десятилетия XX века началось их восстановление
В настоящее время в республике действуют 14 буддийских дацанов, 12 буддийских
обществ, 17 православных храмов и приходов, 7 древлеправославных общин, 1 католический
костел, свыше 20 религиозных сект, течений и других автономных толков.
В наши дни, когда возрос интерес к религии, многие туристские фирмы включают
в экскур сионные программы посещение Иволгинского дацана - центра буддизма России.
Христианство пришло в Бурятию с первыми русскими землепроходцами в семнадцатом
столетии.
Первой церковью города была деревянная Спасская, которая находилась в районе
улиц Калинина и Линховоина (бывших Спасской и Соборной). Ее строительство в
1696 году благословил Высокопреосвященный Игнатий - митрополит Тобольский и
Сибирский. Впоследствии эта церковь сгорела. В 1724 году на месте сгоревшей
Спасской церкви поставили новый храм с двумя приделами. Под колокольней престол
во имя Святых Апостолов Петра и Павла освятили в 1724 году, а главный во имя
Нерукотворного образа Спасителя - в 1765 году. Позже, в 1786 году, по благословению
преосвященнейшего Михаила (Миткевича) - епископа Иркутского и Нерчинского начали
сооружение каменной Спасской церкви, которое закончили в 1800 году. Первым в
1801 году был завершен и освящен зимний придел с северной стороны во имя Святителя
Димитрия Ростовского, зимний же придел с южной стороны во имя Святителя и Чудотворца
Николая освящен в 1809 году. Главный - во имя Нерукотворенного образа Спасителя
освящен в 1816 году, а придел под колокольней во имя Святых Апостолов Петра
и Павла освящен в 1820 году.
Второй церковью
города была основанная на кладбищенском погосте в начале XVIII века Богородице
- Владимирская. Она была деревянная, одноэтажная и стояла южнее существующего
Одигитриевского собора. Место, где она находилась, было обозначено в соборной
ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху (ныне не сохранился). Каменный
Одигитриевский собор заложили в 1741 году. Зимняя церковь Богоявления Господня
на первом этаже освящена 27 мая 1770 года Святителем Преосвященным Софронием
(Кристаллевским), епископом Иркутским и Нерчинским, а 3 мая 1785 года Преосвященным
епископом Михаилом (Миткевичем) освящен храм на втором этаже во имя иконы Божией
Матери Одигитрии.
После установления Советской власти 6 сентября 1929 года собор был закрыт. Первое
время здесь находились курсы стройкадров, затем, с 1934 года, антирелигиозный
музей, а позже - фонды исторического музея. 1 августа 1995 года вышел указ президента
РБ Потапова Л.В. о поэтапной передаче собора Русской Православной Церкви.
В конце 1980-х годов члены православной общины "Спасение" совместно
с Бурятским отделением всероссийского общества охраны памятниковистории и культуры
и Научно-Производственным центром охраны и использования памятников начали ремонтные
и реставрационные работы. Храм передан Русской Православной Церкви в январе
1988 года. С 1991 года в храме стали проводится богослужения.
До сих пор Одигитриевский собор сохраняет свое значение архитектурной доминанты
для главной улицы и нижней исторической части города. "Церковь должна парить
над селом и окрестными деревнями, как белая птица, ее златые главы должны рождать
восторг и трепет у проходящего..."- так писал Михаил Алексеев о русских
церквях. Эти слова писателя с полным основанием можно отнести к Верхнеудинскому
собору.
Вознесенская кладбищенская церковь была построена в 1789 году. По сведениям из
"Древней Российской Вивлиофики" за 1791 год ранее была церковь во
имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, располагавшая под горой, вблизи
острога. В 1809 году перенесена из города на казачье кладбище.
Вознесенская
церковь - деревянная, двухэтажная, с колокольней. Нижний зимний придел во имя
Архистратига Михаила освятили в 1811 году, верхний - во имя Вознесения Господня
в 1816 году. После постройки заудинской Михаило-Архангельской церкви (ныне здание
РЦНТ), нижний придел Вознесенской церкви переименовали в Иоанно-Предтеченский.
На основании декрета ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года и постановления ЦИК БМАССР
здание Вознесенского храма изъяли и передали Верхнеудинскому горсовету. После
закрытия здание использовали под столовую для рабочих и служащих кожевенного
завода, затем под общежитие сотрудников НКВД
Вознесенский храм вернули Русской Православной Церкви постановлением СНК БМАССР
от 4 мая 1945 года. В середине 1970-х годов проводили ремонт и тогда сняли второй
этаж и поставили с южной стороны. Ныне - главный придел во имя Вознесения Господня,
а южный - во имя Святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца.
В нагорной части города (ныне ул. Революции 1905 года) в 1876 году поставили
деревянный Свято-Николаевский храм. После закрытия в 1930-х годах здание использовали
под библиотеку.
После строительства Транссибирской магистрали на вокзале Верхнеудинска в 1900-х
годах построили Свято-Николаевскую железнодорожную церковь. После закрытия её
использовали под зал ожидания пассажиров станции.
В 1904 году на средства бывшего казака, а затем золотопромышленника М.Г.Титова
в казачьей заудинской станице была начата постройка Михаило - Архангельского
храма. Освящен 26 сентября 1906 года. Михаило-Архангельская церковь закрыта
постановлением ЦИК БМАССР от 2 марта 1931 года. Вначале здание использовали
как клуб и трудовую школу. 11 сентября 1997 года создан православный приход.
27 апреля 1999 года решением администрации города прилегающий участок земли
передан в ведение прихожан.
Римско-католический приход
Адрес: пр. Строителей, 3
Часовня Николая II
Адрес: пл. Революции
Русская
древлеправославная церков Храм святой великомученицы Варвары
Адрес: ул. Ткацкая, 2
Буддийские монастыри и храмы.
С XVII века,
став одной из официальных религий империи, буддизм начал быстро распространяться
среди бурятских племен. Строительство монастырей и храмов, представлявших синтез
тибетской, китайской, индийской и монгольской храмовых архитектур, видоизменило
не только облик степей и лесов, но и вдохнуло новую духовную и культурную традицию
в жизнь кочевников. После Октябрьской революции 1917 года для буддизма, как
и для других конфессий России, наступают тяжелые времена. Новый этап начинается
в эпоху перестройки, когда возрождается интерес к религии и в Бурятии начинается
восстановление дацанов. Сегодня дацаны стали привычной и необходимой частью
повседневной жизни жителей республики. Вокруг субурганов и обоо верующие в первую
очередь совершают гороо - обряд почитания. Они обходят монастырь, по ходу движения
вращая молитвенные барабаны с написанными на них мантрами. Их вращение очищает
пространство и сознание верующих. 6 храмах и перед субурга-нами (памятными сооружениями)
совершают поклоны и подношения монастырю. Следствие ритуала подношения - очищение
тела, речи и ума. Сделав подношение, бы обретаете добродетель. На обоо ламы
и миряне обращаются к сабдагам - хозяевам местности. К стволам и ветвям деревьев
принято привязывать лоскутки ткани, оставлять сладости и деньги. На каменных
алтарях жгут можжевельник, благовонный дым которого приятен божествам. Главное
- вести себя почтительно по отношению к потусторонним силам. И, возможно, тогда
они выкажут Вам свою благосклонность.
В 40 минутах
езды от города Улан-Удэ в Иволгинском дацане находится официальная резиденция
Главы Буддийской Сангхи России Хамбо-Ламы Дамбы Нюшеева.
Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 году из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга Республики Бурятия. Дацану было дано называние «Тvгэс Баясхалантай Улзы Номой Хvрдын Хийд»С той поры Иволгинский дацан являлся единственным буддийским религиозным центром на территории Бурятии.
В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт негосударственный буддийский институт "Даши Чойнхорлин". Он и по сей день является единственным учебным учреждением подобного рода в РФ, деятельность которого направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии в соответствии с программами монастырских школ дореволюционной Бурятии.
16 июня 1999 года получил лицензию высшего учебного заведения. Сейчас в Университете обучаются около 100 студентов из разных регионов России. Они изучают буддийскую философию, старобурятскую письменность, канонические тексты, иконографию, медицину, тантру и прочие родственные науки.
Будийская община Ламрим
Улан-Удэйская местная религиозная организация "Буддийская община "Ламрим"
зарегистрирована Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике
Бурятия 19 октября 1995 года. Свидетельство №213/99.
Духовными Учителями общины "Ламрим" являются Его Святейшество Лалай
Лама XIV, Его Святейшество Богдо Гэгэн, государственный оракул Тибета Талон,
достопочтимый Еши Лодой Римпоче.
Буддийская община "Ламрим" входит в состав Централизованной религиозной
организации Объединения Буддистов Бурятии и Центрального Духовного Управления
Буддистов.
В общине служат 25 образованных лам из разных районов республики Бурятия, а
также Тибета, Монголии и Китая.
Ежедневно проводятся в общине хуралы, для благополучия людей и астрологи и лекари
ведут частные приемы.
За время своей деятельности община постоянно оказывает благотворительную помощь
малоимущим и активно участвует в общественных мероприятиях, проводимых в Республике
Бурятия.
Община поддерживает дружественные отношения с Правительством и Президентом
Республики Бурятия.
Община занимается издательской и просветительской деятельностью.
С апреля 2005 года община начала строительство буддийского комплекса "Тувдан
шадублин" в п. Горький г. Улан-Удэ.
Буддийский центр "Ринпоче-Багша" создан в начале 2000 года досточтимым
Еше-Лодой Ринпоче. Еше-Лодой Ринпоче - это святой перерожденец (тиб.: Тулку)
- человек, специально родившийся и посвящающий жизнь помощи всем живым существам.
Целью деятельности Центра "Ринпоче-багша" является организация планомерного
обучения буддийскому Учению по специально разработанным курсам и программам.